В зарубежных странах практика поглощения компании-должника кредиторами существует давно. Сама по себе это очень хорошая идея, но в данном случае, необходим четкий, проработанный и отлаженный механизм ее реализации, так как здесь существует много «узких» мест. Об этом заявил экономист, проректор по научной работе Института МИРБИС Александр Соломатин, комментируя корреспонденту ИА REGNUM внесение изменений в закон «О банкротстве», которые готовит Минэкономразвития РФ.

www.mirbis.ru
Проректор по научной работе Института МИРБИС Александр Соломатин

«Например, рассуждает эксперт, в условиях включения в план реструктуризации конвертацию долга в акции — «…Во-первых, речь идет о случаях, когда должник в течение трех лет до возбуждения дела не сообщал кредиторам об отрицательной стоимости чистых активов…» — по российскому законодательству у должника отсутствует такая обязанность, за исключением организаций с формой собственности «ПАО», которые должны раскрывать свою бухгалтерскую отчетность. Другой вопрос, что если у организации в течение 3-х лет наблюдаются отрицательная стоимость чистых активов, то в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве») предусмотрена обязанность руководителя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд о признании его несостоятельным (банкротом).

Далее — «…собственник может потерять бизнес, если его привлекали к ответственности по ст. 10 закона «О банкротстве», а также если сделки, совершенные им, суд признал недействительными.» — в соответствии п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств: причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве. Данное условие является следствием одного пункта из другого, поэтому здесь необходимо уточнение.

«…наличие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления.» — по УК РФ (глава 22) насчитывается достаточно много видов экономических преступлений, из которых явно не все относятся к обсуждаемому вопросу, поэтому это условие также нужно конкретизировать. Необходимо более подробно описать механизм при наличии разногласий между кредиторами, когда часть кредиторов согласна на конвертацию, а часть — нет.

Также остается открытым вопрос о пропорциях конвертации — например, у кредитора долг в 300 000 руб., а стоимость уставного капитала 100 000 руб., в итоге какое количество акций у него будет, кто определит стоимость одной акции компании-должника».

«Такой механизм не будет распространяться на организации с формой собственности как ООО. В целом, все это больше направлено на защиту крупных корпораций, при этом малый бизнес будет не защищен от незаконных поглощений», — резюмировал эксперт.

Как сообщает ИА REGNUM, кредиторы смогут поглощать компанию-должника и включать в план реструктуризации конвертацию долга в акции. Сейчас сменить владельца компании против его воли нельзя. Новое право кредиторы получат за счет поправок в закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые готовит Минэкономразвития РФ. Законопроект предлагает увеличить срок для процедуры оздоровления с 2 лет до 8 лет. Если закон будет принят, он не будет действовать в отношении тех долгов по кредитам, которые были выданы до его вступления в силу.